Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Консультация для родителей
«Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью»
Воспитатель МДОУ№6 «Чайка» Ващенко С.С.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет.
Исследования показывают, что для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно - педагогическую и воспитательно - образовательную работу с детьми, организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.
Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию осознанного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ, которую можно разделить на 2 блока.
1Блок « Формирование осознанного компонента представлений»
А) « Образовательная работа с детьми» (Сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений, навыков.)
Б) « Развивающая работа с детьми. « ( Развитие способности к установлению причинно - следственных связей между 2 блок « Формирование здоровьем и образом жизни.» поведенческого компонента представлений.
А. « Воспитательная работа с детьми. « (Формирование мотивации и потребности о ЗОЖ, профилактика негативного поведения.)
Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:
Принцип научности и достоверности - содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.
Принцип доступности - предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.
Принцип наглядности и занимательности - образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
Принцип природосообразности - формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, особенностях развития его познавательной деятельности.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода - педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.
Принцип комплексного и интегративного подхода - формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы.
Принцип активности и сознательности - формирование субъективной активности ребёнка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.
Проведённые нами опросы-беседы, анкеты детей, занятия. Опросы-беседы по теме: « Твоё здоровье» дали такие результаты
На вопрос « Здоровый человек - это…» дети дают такие ответы:- это весёлый, радостный, любит людей, не кашляет, не болеет, когда не болит живот, ноги, руки, вежливый, который двигается, делает зарядку, человек после болезни.
На вопрос « Моё здоровье…» это - веселье, подвижность, когда играю, это жизнь, хорошее настроение, когда не болею, не болит горло.
На вопрос «Как ты заботишься о своём здоровье?»- занимаюсь физ. занятиями, делаю зарядку, пальчиковую гимнастику, пью сиропы от кашля, не ем холодного, тепло одеваюсь, моюсь прохладной водой, пью витамины, пью травяной чай, не бегаю с открытым ртом, ем полезную пищу, делаю закаливание.
Эти исследования позволяют нам сделать вывод об отсутствии ярко выраженных представлений о ЗОЖ у старших дошкольников и выявили особенности этих представлений:
- большинство детей имеют представление о здоровье, как физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку затрудняются;
- только небольшое количество детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта;
- у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях большого города;
- недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья продуктов, предметов.
Так как для успешного формирования представлений у старших дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа в ДОУ и семье мы определили для себя следующие направления осуществления этой проблемы:
- привитие стойких навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.
Вся серия этих мероприятий носит название « Забочусь о своём здоровье», которая разделена 3 направления:
1 направление « Я - человек. Что я знаю о себе?»
Цель: формировать представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.( упр-е» Что есть во рту.» Какие у нас зубы». Сказка о зубной щётке и др.
«Практические занятия, опыты на вкус, запах, звук.»
2 направление « Образ жизни человека и здоровье»
Цель: формировать представления детей об образе жизни человека о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. ( Н-р: « Беседа по книге « Азбука здоровья», чтение И.Токмаковой» Где спит рыбка?», советы» Как готовиться ко сну.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются занятия, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги. НА занятиях мы сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно- практической деятельности, поэтому мы используем и интегрированные занятия.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируем представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.
На занятиях экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
На физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх развиваем у детей физические, психические и нравственные качества, воспитываем самостоятельность, творчество.
При воспитании К-г-навыков формируем привычку правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Также расширяем представления о ЗОЖ через с/ ролевые игры» Больница», « Аптека», « Семья», которые формируют у детей поведение, способствующие ЗОЖ (Н-р: ограничение просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использование закаливающих процедур, проветривание помещений, стирка белья и т.д.)
Через чтение художественной литературы по теме ЗОЖ: «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» И.Губина, « Птичка Тари», « Зубик-Зазнайка», « Сказка про трёх поросят на новый лад»; разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём.
Также используем настольные и дидактические игры для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков (« Аскорбинка и её друзья», « Части тела», « Сложи картинку», « Что сначала что потом и т.д.)
Особое место мы отводим воспитанию потребности детей в физкультурных занятиях, утренней гимнастике, закаливании. Разработали 3 вида закаливающих процедур, которые способствуют постепенному обучению детей самомассажу, дыхательной гимнастике, корригирующей гимнастике.
Немаловажное значение для привития у детей потребности к ЗОЖ является семья. Для повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ и закреплении с детьми пройденного в детском саду материала используем консультации, « Каким бывает отдых», « Играем вместе с ребёнком», « Всё о витаминах» и др. Вовлекаем родителей в досуговые и оздоровительные мероприятия д/сада, такие как» Мама, папа, я - спортивная семья». Объясняем важность приёма детьми фиточаёв, кислородных коктейлей, поливитаминов, посещения утренней гимнастики. Также надо отметить, что многие родители записали своих детей в спортивные секции.
Сводя воедино те привычки потребности в ЗОЖ, которые мы пытаемся привить детям в группе получим такие навыки у детей:
- полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и вечером;
- спать в облегчённой форме;
- ежедневно обтираться прохладной водой;
- разминаться после пробуждения;
- уметь избегать опасных ситуаций;
- уметь расслабляться и гасить отрицательные эмоции;
-мыть руки перед едой и после посещения туалета;
- есть побольше овощей и фруктов;
- ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.
Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получат необходимые представления о ЗОЖ и будут иметь стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.
|
|
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|