Воскресенье, 28.04.2024
Мбдоу детский сад № 6 Чайка
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Консультация для родителей

«Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью»


Воспитатель
МДОУ№6 «Чайка»
Ващенко С.С.


Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет.

Исследования показывают, что для формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно - педагогическую и воспитательно - образовательную работу с детьми, организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.

Особенностью предлагаемой технологии является работа с детьми по формированию осознанного и поведенческого компонентов представлений о ЗОЖ, которую можно разделить на 2 блока.

1Блок « Формирование осознанного компонента представлений»

А) « Образовательная работа с детьми» (Сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений, навыков.)

Б) « Развивающая работа с детьми. « ( Развитие способности к установлению причинно - следственных связей между 2 блок « Формирование здоровьем и образом жизни.» поведенческого компонента представлений.

А. « Воспитательная работа с детьми. « (Формирование мотивации и потребности о ЗОЖ, профилактика негативного поведения.)

Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:

Принцип научности и достоверности - содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.

Принцип доступности - предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.

Принцип наглядности и занимательности - образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

Принцип природосообразности - формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, особенностях развития его познавательной деятельности.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода - педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.

Принцип комплексного и интегративного подхода - формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы.

Принцип активности и сознательности - формирование субъективной активности ребёнка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.

Проведённые нами опросы-беседы, анкеты детей, занятия. Опросы-беседы по теме: « Твоё здоровье» дали такие результаты

На вопрос « Здоровый человек - это…» дети дают такие ответы:- это весёлый, радостный, любит людей, не кашляет, не болеет, когда не болит живот, ноги, руки, вежливый, который двигается, делает зарядку, человек после болезни.

На вопрос « Моё здоровье…» это - веселье, подвижность, когда играю, это жизнь, хорошее настроение, когда не болею, не болит горло.

На вопрос «Как ты заботишься о своём здоровье?»- занимаюсь физ. занятиями, делаю зарядку, пальчиковую гимнастику, пью сиропы от кашля, не ем холодного, тепло одеваюсь, моюсь прохладной водой, пью витамины, пью травяной чай, не бегаю с открытым ртом, ем полезную пищу, делаю закаливание.

Эти исследования позволяют нам сделать вывод об отсутствии ярко выраженных представлений о ЗОЖ у старших дошкольников и выявили особенности этих представлений:

- большинство детей имеют представление о здоровье, как физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку затрудняются;

- только небольшое количество детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта;

- у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях большого города;

- недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья продуктов, предметов.

Так как для успешного формирования представлений у старших дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно - образовательная работа в ДОУ и семье мы определили для себя следующие направления осуществления этой проблемы:

- привитие стойких навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде.

Вся серия этих мероприятий носит название « Забочусь о своём здоровье», которая разделена 3 направления:

1 направление « Я - человек. Что я знаю о себе?»

Цель: формировать представления детей о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.( упр-е» Что есть во рту.» Какие у нас зубы». Сказка о зубной щётке и др.

«Практические занятия, опыты на вкус, запах, звук.»

2 направление « Образ жизни человека и здоровье»

Цель: формировать представления детей об образе жизни человека о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни. ( Н-р: « Беседа по книге « Азбука здоровья», чтение И.Токмаковой» Где спит рыбка?», советы» Как готовиться ко сну.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются занятия, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги. НА занятиях мы сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно- практической деятельности, поэтому мы используем и интегрированные занятия.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируем представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.

На занятиях экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

На физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх развиваем у детей физические, психические и нравственные качества, воспитываем самостоятельность, творчество.

При воспитании К-г-навыков формируем привычку правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

Также расширяем представления о ЗОЖ через с/ ролевые игры» Больница», « Аптека», « Семья», которые формируют у детей поведение, способствующие ЗОЖ (Н-р: ограничение просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использование закаливающих процедур, проветривание помещений, стирка белья и т.д.)

Через чтение художественной литературы по теме ЗОЖ: «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» И.Губина, « Птичка Тари», « Зубик-Зазнайка», « Сказка про трёх поросят на новый лад»; разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём.

Также используем настольные и дидактические игры для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков (« Аскорбинка и её друзья», « Части тела», « Сложи картинку», « Что сначала что потом и т.д.)

Особое место мы отводим воспитанию потребности детей в физкультурных занятиях, утренней гимнастике, закаливании. Разработали 3 вида закаливающих процедур, которые способствуют постепенному обучению детей самомассажу, дыхательной гимнастике, корригирующей гимнастике.

Немаловажное значение для привития у детей потребности к ЗОЖ является семья. Для повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ и закреплении с детьми пройденного в детском саду материала используем консультации, « Каким бывает отдых», « Играем вместе с ребёнком», « Всё о витаминах» и др. Вовлекаем родителей в досуговые и оздоровительные мероприятия д/сада, такие как» Мама, папа, я - спортивная семья». Объясняем важность приёма детьми фиточаёв, кислородных коктейлей, поливитаминов, посещения утренней гимнастики. Также надо отметить, что многие родители записали своих детей в спортивные секции.

Сводя воедино те привычки потребности в ЗОЖ, которые мы пытаемся привить детям в группе получим такие навыки у детей:

- полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и вечером;

- спать в облегчённой форме;

- ежедневно обтираться прохладной водой;

- разминаться после пробуждения;

- уметь избегать опасных ситуаций;

- уметь расслабляться и гасить отрицательные эмоции;

-мыть руки перед едой и после посещения туалета;

- есть побольше овощей и фруктов;

- ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.

Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получат необходимые представления о ЗОЖ и будут иметь стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz